0%
 
 
 
Прокуратура Вологодской области. Вернуться на главную
Версия для слабовидящих Мобильная версия
Сегодня 21 февраля 2017 года

 
Полезные ссылки Интернет-приёмная Сводный план проверок Наши ветераны
 
История прокуратуры

Истоки

Прокуратура в Российской Империи была учреждена Указом Петра I от 12 января 1722 года. Она учреждалась с целью осуществления гласного контроля (надзора) за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти.

Учреждение прокуратуры в России и наделение ее контрольно-надзорными функциями вызвало к жизни систему специальных правовых норм, регулирующих общественные отношения в этой сфере деятельности.

Важную роль в правовом регулировании деятельности прокуратуры сыграл Указ Петра I от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора». В соответствии с этим указом Генерал-прокурор, названный «оком государевым» и «стряпчим» о делах государственных, осуществлял непосредственно надзор за тем, чтобы высший государственный орган страны - Сенат - действовал в строгом соответствии с регламентами и императорскими указами. Генерал-прокурору подчинялись обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам же Генерал-прокурор подчинялся только императору. Первым генерал - прокурором был один из ближайших сподвижников царя - П.И. Ягужинский. Одновременно с его назначением учреждались должности прокуроров в надворных судах.

Осуществляли прокуроры надзор и за законностью в деятельности государственных органов. К примеру, они вели наблюдение за интересами казны, осуществляли надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Прокуроры были наделены правом опротестования незаконных решений государственных органов.

Из этого можно сделать вывод, что прокуратура в России учреждалась как надзорный орган и строилась как единая система на основах принципа централизации. Прокуроры преимущественно осуществляли надзор за законностью в деятельности не только государственных органов, но и должностных лиц и издаваемых ими правовых актов.

После смерти Петра I прокуратура фактически бездействовала, особенно в период царствования Анны Иоанновны, то есть по существу была ликвидирована. Вновь прокуратура была восстановлена 12 декабря 1741 года Указом императрицы Елизаветы Петровны и наделена теми же правами, которые имела в период царствования Петра I.

Полностью же прокуратура сформировалась как орган надзорного типа при Екатерине II. Тогда в значительной мере был усилен прокурорский надзор за законностью в деятельности местных (губернских) органов власти. В принятом в 1775 году «Учреждении о губерниях», были закреплены задачи и полномочия губернских прокуроров. На губернских и подчиненных им прокуроров возлагались, в частности, такие задачи: сохранение «целости власти, установлений и интересов императорского величества»; наблюдение за тем, «чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал»; истребление «повсюду вредных взяток». Они наделялись правом вести надзор за законностью в деятельности губернских и уездных органов, в том числе и судов, проверять соответствие законам принимаемых ими решений. На прокуроров возлагалось предупреждение нарушений законов, принятие мер к пресечению нарушений, опротестование незаконных правовых актов.

В период царствования Павла I прокурорский надзор был существенно ослаблен, сокращены штаты органов прокуратуры, как в центре, так и на местах. Однако, несмотря на это, прокуратура продолжала оставаться активно действующим государственным надзорным органом.

С созданием в 1802 году министерства юстиции, должность министра стала совмещаться с должностью Генерал-прокурора, а губернские прокуроры стали входить в состав органов юстиции на местах.

В 1862 году Государственный Совет принял «Основные положения о прокуратуре», в которых очень четко было определено назначение прокуратуры-наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи. В этом основополагающем акте были закреплены принципы организации и деятельности прокуратуры: единство и централизация органов прокурорского надзора, строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим, несменяемость прокуроров, их независимость от местных органов при принятии решений. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались от должности императором, а нижестоящие -Генерал- прокурором Российской Империи.

С принятием судебных уставов 1864 года прокуратура из органа надзорного типа была трансформирована в основном в орган уголовного преследования. Но следует иметь в виду, что закон подчинял прокурору полицейское дознание, включал в его обязанность вести наблюдение за производством предварительного следствия, в котором сочеталось руководство действиями судебного следствия и надзор за законностью его действий и решений. Прокуроры могли присутствовать при всех следственных действиях, давать указания следователю, требовать дополнительного расследования. По окончанию предварительного следствия прокурор давал заключение о предании обвиняемого суду, излагая его в форме обвинительного акта.

При рассмотрении судами уголовных дел прокуроры выступали полноправными участниками судебного процесса, приносили кассационные и апелляционные протесты на незаконные и необоснованные решения судов, осуществляли надзор за исполнением приговоров. Они также осуществляли надзор за соблюдением законности в местах отбытия наказаний, назначенных судами. При рассмотрении судами гражданских дел прокуратура выполняла лишь законную функцию.

В таком виде и в основном с такими функциями прокуратура России просуществовала до Октябрьского переворота. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 года прокуратура была упразднена.

Прокуратура в советский период

На протяжении нескольких лет российское социалистическое государство обходилось без органов прокуратуры. Только в 1922 году Всероссийский Центральный Исполнительный комитет принимает постановление об утверждении Положения о прокурорском надзоре. Это был первый в истории советской прокуратуры нормативный акт, специально посвященный регламентированию организации и деятельности органов прокурорского надзора. ВЦИК признал необходимым подчинить местных прокуроров не только центральной прокурорской власти, но и местным губисполкомам. Предлагалось лишить прокуроров права опротестовывать с точки зрения законности любые решения местных властей. Как известно, против двойного подчинения выступил В.И.Ленин - Председатель Совета Народных Комиссаров и свою точку зрения ему удалось отстоять: «Законность не может быть калужская или казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик». Но в целом на подготовку Положения о прокурорском надзоре 1922 года оказало большое влияние дореволюционное законодательство о прокурорском надзоре. Государственная прокуратура была учреждена не в качестве самостоятельного органа, а в составе народного комиссариата юстиции, в качестве ее отдела. Народный комиссар юстиции одновременно являлся Прокурором республики (так же, как и Министр юстиции царского правительства - Генерал-прокурором). Губернские прокуроры, их помощники, назначались и увольнялись Прокурором республики.

Судя по архивным материалам, становление прокуратуры в Вологодской губернии было связано с огромными трудностями. Первый губернский прокурор В.П. Чапурский 4 сентября 1922 года докладывал Прокурору республики о том, что «организация прокуратуры идет крайне медленно. Партийные товарищи, подходящие для этой работы, добровольно в прокуратуру не идут, ибо предвидят, что и ее положение будет не лучше других органов юстиции.

.... Приходится подбирать работников через Губком РКП, но Губком, разрываемый на части подобными же требованиями от других учреждений не в состоянии был выделить нужное для прокуратуры количество товарищей. Четыре раза ставился на бюро Губкома вопрос о выделении товарищей для работы в прокуратуру, и … выделить не могли.

… К 1 сентября в отношении организации прокуратуры сделано следующее: подобран состав помощников прокурора, проведено направление через прокуратуру следственного производства и актов дознания, подобран состав общественных обвинителей и обследованы места заключения. Проведено совещание с уполномоченным ГПУ о взаимоотношениях прокуратуры с органами ГПУ, причем совещанием принято, что деятельность ГПУ в порядке охраны стоит вне руководства прокуратуры, и лишь следственная их работа и работа в качестве органов дознания идет под руководством и непосредственным наблюдением прокурора… Объявление об открытии прокуратуры не сделано, ибо взять и справиться с прокурорской работой, по всей губернии, наличному составу работников в числе 10 человек, не возможно».

И все-таки 1 октября 1922 года - официальный День рождения Вологодской губернской прокуратуры.

Архивные документы… Держа в руках эти пожелтевшие от времени листы, вникая подчас в непонятную орфографию, невольно чувствуешь дух того времени, удивляешься, что люди с «низшим» образованием занимали высокие посты и были одержимы изменить жизнь к лучшему, свято веря в светлое будущее. В.П.Чапурский- организатор и руководитель прокуратуры Вологодской губернии был на этом посту до 2 марта 1923 года. Уезжая на новое место работы, он подписал приказ, содержание которого как нельзя лучше передает дух, пафос и колорит начала 20-х годов исторического ХХ века.

«Товарищи! Почти двухлетняя работа моя с Вами в органах Советской Юстиции Вологодской губернии дает мне основание принести Вам глубокую признательность за Вашу упорную и самоотверженную работу по проведению в жизнь начал революционной законности.

Скудно оплачиваемая, протекавшая в тяжелых материальных условиях Ваша работа, была поистине бескорыстным и беззаветным служением трудовому народу, вступившему в октябре 1917 года на путь творческого строительства первого в мире Рабоче-Крестьянского государства без рабов и господ.

Трудно подчас было работать, тяжело было жить, но раздетые, полуголодные Вы делали Ваше дело, не бросали в отчаянии работу. Сознание, что наша работа нужна, что через нее идет укрепление Пролетарского государства, что своей работой мы охраняем Советскую республику от смертельных ее врагов, что каждый день бытия приближает все человечество к лучезарному царству коммунистического братства, придавало нам новые силы, звало Вас к новым и новым усилиям.

Я убежден, что это сознание не покинет Вас никогда и главная наша, Советской Юстиции, задача - окончательно укрепить завоевания Октябрьской Революции, упрочить революционный правопорядок и создать условия для безболезненного и всестороннего развития и усовершенствования республики Советов Рабочих и Крестьян - будет выполнена».

Сменивший В.П.Чапурского на посту Губернского прокурора И.Злобин много сил отдал, чтобы взять под контроль органы ГПУ. Вот выписка из циркуляра помощнику прокурора по Грязовецкому уезду: «Из представляемых мне отчетов о деятельности прокуратуры в уездах, усматриваю, что наблюдение за деятельностью ГПУ проводится довольно слабо, причем некоторыми моими помощниками это объясняется тем, что наблюдение за органами ГПУ возложено на особо уполномоченных на то лиц прокуратуры, и что права и обязанности помощников прокуроров в этой сфере надзора остаются неопределенными. В виду сего, разъясняю, что согласно Постановлению ВЦИК от 16 октября 1922 года и преподанной инструкции прокурорам от 1 ноября 1922 года, на помощников прокуроров в уезде возлагается наблюдение за деятельностью органов ГПУ, причем надзор этот должен проводиться наивозможно полно, а о встретившихся затруднениях немедленно должно доноситься мне».

С 1 октября 1924 года число сотрудников прокуратуры Вологодской губернии определено в 43 человека, а именно: центральный аппарат - 20 человек и в 6 уездах - 23 человека, по 4 в каждом. Заработная плата в среднем на одного сотрудника составляла 35 рублей 42 копейки. Помещение, которое занимала губернская прокуратура, площадью 29 квадратных сажен, освещалось 8 электрическими лампочками, в общем - в 470 свечей. Для сравнения с зарплатой - 1 электрическая лампочка стоила 2 рубля. Имелись две пишущие машинки и 5 телефонных аппаратов, из которых: 2 - находились в управлении губпрокуратуры - в кабинете губпрокурора и в канцелярии, по одному телефону на квартирах губпрокурора и его заместителя и один - на квартире кучера. С разрешения Наркомюста губпрокуратура имела одну лошадь, то есть запрягаемую в зависимости от времени года в летний или зимний экипаж. В виду незначительного отпуска кредитов на хозяйственные расходы губпрокурора не имела возможности приобрести полного комплекта спецодежды и снабдить ею курьеров, а удовлетворила их лишь ботинками и валенками. Выписывались газеты: «Известия ЦИК СССР», «Правда», «Беднота», «Красный Север», «Известия Наркомтруда» и несколько еженедельников с юридической тематикой. Каждое издание выписывалось по 1-2 экземпляра.

Вот так происходило «рождение» и становление прокуратуры Вологодской губернии.

Прокуратура в годы войны

Особое место в истории прокуратуры Вологодской области занимают суровые годы Великой Отечественной войны. Внутри страны и области все было подчинено интересам фронта. Необходимо было всемерно укреплять тыл, чтобы обеспечить интенсивную работу промышленных предприятий и транспорта, бесперебойно снабжать войска оружием, боеприпасами, снаряжением, обмундированием, продуктами питания. Успешно решить эти задачи, выстоять и победить, можно было, лишь установив железную дисциплину на фронте, строжайший порядок в тылу и со всей решимостью, которая диктовалась обстановкой, ведя борьбу с дезорганизаторами, дезертирами и паникерами, со всем, что мешало общему делу.

Важнейшую роль в мобилизации всех имеющихся ресурсов страны для разгрома врага сыграл Государственный Комитет Обороны, созданный 30 июня 1941 года. ГКО были предоставлены широчайшие полномочия. Надзор за точным и неуклонным исполнением постановлений ГКО и стал первейшим делом всех органов советской прокуратуры.

Повседневная работа прокуратуры была направлена, прежде всего, на обеспечение точного исполнения требований законодательства об укреплении тыла, на оказание помощи фронту, на всемерное содействие военному командованию.

«Все для фронта - все для победы» - под этим девизом работники Вологодской прокуратуры вместе со всем народом и вооруженными силами с честью прошли сквозь испытания военных лет. Многие из них сражались на фронте, многие погибли на полях сражений или ушли из жизни позднее от полученных тяжелых ранений.

Вечная им память!


Нюрнбергский процесс

Человечество давно научилось судить отдельных злодеев, преступные группировки, бандитские и незаконные вооруженные формирования. Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений государственного масштаба — правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей. С тех пор прошло 70 лет...

Нюрнбергский процесс 1

8 августа 1945 г., через три месяца после Победы над фашистской Германией, правительства СССР, США, Великобритании и Франции заключили соглашение об организации суда над главными военными преступниками. Это решение вызвало одобрительный отклик во всем мире: надо было дать суровый урок авторам и исполнителям людоедских планов мирового господства, массового террора и убийств, зловещих идей расового превосходства, геноцида, чудовищных разрушений, ограбления огромных территорий. В дальнейшем к соглашению официально присоединились еще 19 государств, и Трибунал стал с полным правом называться Судом народов.

Процесс начался 20 ноября 1945 г. и продолжался почти 11 месяцев. Перед Трибуналом предстали 24 военных преступника, входивших в высшее руководство фашистской Германии. Такого в истории еще не было. Также впервые был рассмотрен вопрос о признании преступными ряда политических и государственных институтов — руководящего состава фашистской партии НСДАП, штурмовых (СА) и охранных (СС) ее отрядов, службы безопасности (СД), тайной государственной полиции (гестапо), правительственного кабинета, Верховного командования и Генерального штаба.

Суд не был скорой расправой над поверженным врагом. Обвинительный акт на немецком языке был вручен подсудимым за 30 дней до начала процесса, и далее им передавались копии всех документальных доказательств. Процессуальные гарантии давали обвиняемым право защищаться лично или при помощи адвоката из числа немецких юристов, ходатайствовать о вызове свидетелей, предоставлять доказательства в свою защиту, давать объяснения, допрашивать свидетелей и т. д.

В зале суда и на местах были допрошены сотни свидетелей, рассмотрены тысячи документов. В качестве доказательств фигурировали также книги, статьи и публичные выступления нацистских лидеров, фотографии, документальные фильмы, кинохроника. Достоверность и убедительность этой базы не вызывали сомнений.

Все 403 заседания Трибунала были открытыми. В зал суда было выдано около 60 тысяч пропусков. Работу Трибунала широко освещала пресса, велась прямая радиотрансляция.

«Сразу после войны люди скептически относились к Нюрнбергскому процессу (имеются в виду немцы) — сказал мне летом 2005 г. заместитель председателя Верховного суда Баварии господин Эвальд Бершмидт, давая интервью съемочной группе, которая тогда работала над фильмом „Нюрнбергский набат“. — Это все-таки был суд победителей над побежденными. Немцы ожидали мести, но необязательно торжества справедливости. Однако уроки процесса оказались другими. Судьи тщательно рассматривали все обстоятельства дела, они доискивались правды. К смертной казне приговорили виновных. Чья вина была меньше, — получили другие наказания. Кое-кто даже был оправдан. Нюрнбергский процесс стал прецедентом международного права. Его главным уроком явилось равенство перед законом для всех — и для генералов и для политиков».

30 сентября — 1 октября 1946 г. Суд народов вынес свой приговор. Обвиняемые были признаны виновными в тяжких преступлениях против мира и человечества. Двенадцать из них трибунал приговорил к смертной казни через повешение. Другим предстояло отбыть пожизненное заключение или длительные сроки в тюрьме. Трое были оправданы.

Были объявлены преступными главные звенья государственно-политической машины, доведенные фашистами до дьявольского идеала. Однако правительство, Верховное командование, Генштаб и штурмовые отряды (СА), вопреки мнению советских представителей, таковыми признаны не были. Член Международного военного трибунала от СССР И. Т. Никитченко с этим изъятием (кроме СА), как и оправданием троих обвиняемых, не согласился. Он также оценил как мягкий приговор о пожизненном заключении Гесса. Советский судья изложил свои возражения в Особом мнении. Оно было оглашено в суде и составляет часть приговора.

Да, по отдельным проблемам среди судей Трибунала существовали серьезные разногласия. Однако они не идут ни в какое сравнение с противоборством взглядов на одни и те же события и персоны, которое развернется в будущем.

Но сначала о главном. Нюрнбергский процесс приобрел всемирно-историческое значение как первое и по сей день крупнейшее правовое деяние Объединенных Наций. Единые в своем неприятии насилия над человеком и государством народы мира доказали, что они могут успешно противостоять вселенскому злу, вершить справедливое правосудие.

Горький опыт Второй мировой войны заставил всех по-новому взглянуть на многие проблемы, стоящие перед человечеством, и понять, что каждый человек на Земле несет ответственность за настоящее и будущее. Тот факт, что Нюрнбергский процесс состоялся, говорит о том, что руководители государств не смеют игнорировать твердо выраженную волю народов и опускаться до двойных стандартов.

Казалось, перед всеми странами открылись блестящие перспективы коллективного и мирного решения проблем для светлого будущего без войн и насилия.

Но, к сожалению, человечество слишком быстро забывает уроки прошлого. Вскоре после известной Фултонской речи Уинстона Черчилля, несмотря на убедительные коллективные действия в Нюрнберге, державы-победительницы разделились на военно-политические блоки, и работу Организации Объединенных Наций осложнило политическое противоборство. Тень «холодной войны» на долгие десятилетия опустилась над миром.

В этих условиях активизировались силы, желающие пересмотреть итоги Второй мировой войны, принизить и даже свести к нулю главенствующую роль Советского Союза в разгроме фашизма, поставить знак равенства между Германией, страной-агрессором, и СССР, который вел справедливую войну и ценой огромных жертв спас мир от ужасов нацизма. 26 миллионов 600 тысяч наших соотечественников погибло в этой кровавой бойне. И больше половины из них — 15 миллионов 400 тысяч — это были мирные граждане.

Нюрнбергский процесс 2

Главный обвинитель на Нюрнбергском процессе от СССР Роман Руденко выступает во Дворце Юстиции. 20 ноября 1945 г., Германия.

Появилась масса публикаций, фильмов, телевизионных передач, искажающих историческую реальность. В «трудах» бывших бравых наци и других многочисленных авторов обеляются, а то и героизируются вожди Третьего рейха и очерняются советские военачальники — без оглядки на истину и действительный ход событий. В их версии Нюрнбергский процесс и преследование военных преступников в целом — всего лишь акт мести победителей побежденным. При этом используется типичный прием — показать известных фашистов на бытовом уровне: смотрите, это самые обычные и даже милые люди, а вовсе не палачи и садисты.

Например, рейхсфюрер СС Гиммлер, шеф самых зловещих карательных органов, предстает нежной натурой, сторонником защиты животных, любящим отцом семейства, ненавидящим непристойности в отношении женщин.

Кем была эта «нежная» натура на самом деле? Вот слова Гиммлера, произнесенные публично: «...Как себя чувствуют русские, как себя чувствуют чехи, мне абсолютно все равно. Живут ли другие народы в благоденствии или вымирают с голоду, меня интересует лишь постольку, поскольку мы можем их использовать в качестве рабов для нашей культуры, в остальном мне это совершенно все равно. Умрут ли при строительстве противотанкового рва 10 тысяч русских баб от истощения или нет, меня интересует лишь постольку, поскольку этот ров должен быть построен для Германии...»

Это больше похоже на правду. Это — сама правда. Откровения в полной мере соответствуют образу создателя СС — самой совершенной и изощренной репрессивной организации, творца системы концлагерей, ужасающих людей по сей день.

Теплые краски находятся даже для Гитлера. В фантастическом по объему «гитлероведении» он — и храбрый воин Первой мировой войны, и артистическая натура — художник, знаток архитектуры, и скромный вегетарианец, и образцовый государственный деятель. Есть точка зрения, что, если бы фюрер немецкого народа прекратил свою деятельность в 1939 г., не начав войны, он вошел бы в историю как величайший политик Германии, Европы, мира!

Но есть ли сила, способная освободить Гитлера от ответственности за развязанную им агрессивную, самую кровавую и жестокую мировую бойню? Конечно, позитивная роль ООН в деле послевоенного мира и сотрудничества присутствует, и она абсолютно бесспорна. Но несомненно и то, что эта роль могла быть гораздо весомее.

К счастью, глобальное столкновение не состоялось, но военные блоки нередко балансировали на грани. Локальным конфликтам не было конца. Вспыхивали малые войны с немалыми жертвами, в некоторых странах возникали и утверждались террористические режимы.

Прекращение противостояния блоков и возникновение в 1990-х гг. однополярного мироустройства не добавило ресурсов Организации Объединенных Наций. Некоторые политологи даже высказывают, мягко говоря, очень спорное мнение, что ООН в ее нынешнем виде — устаревшая организация, соответствующая реалиям Второй мировой войны, но никак не сегодняшним требованиям.

Приходится констатировать, что рецидивы прошлого в наши дни во многих странах гулким эхом звучат все чаще и чаще. Мы живем в неспокойном и нестабильном мире, год от года все более хрупком и уязвимом. Противоречия между развитыми и остальными государствами становятся все острее. Появились глубокие трещины по границам культур, цивилизаций.

Возникло новое, масштабное зло — терроризм, быстро выросший в самостоятельную глобальную силу. С фашизмом его объединяет многое, в частности намеренное игнорирование международного и внутреннего права, полное пренебрежение моралью, ценностью человеческой жизни. Неожиданные, непредсказуемые атаки, цинизм и жестокость, массовость жертв сеют страх и ужас в странах, которые, казалось, хорошо защищены от любой угрозы.

В самой опасной, международной, разновидности это явление направлено против всей цивилизации. Уже сегодня оно представляет серьезную угрозу развитию человечества. Нужно новое, твердое, справедливое слово в борьбе с этим злом, подобное тому, что сказал 65 лет назад германскому фашизму Международный военный трибунал.

Успешный опыт противостояния агрессии и террору времен Второй мировой войны актуален по сей день. Многие подходы применимы один к одному, другие нуждаются в переосмыслении, развитии. Впрочем, выводы вы можете сделать сами. Время — суровый судья. Оно абсолютно. Будучи не детерминированным поступками людей, оно не прощает неуважительного отношения к вердиктам, которые уже однажды вынесло, — будь то конкретный человек или целые народы и государства. К сожалению, стрелки на его циферблате никогда не показывают человечеству вектор движения, зато, неумолимо отсчитывая мгновения, время охотно пишет роковые письмена тем, кто пытается с ним фамильярничать.

Да, порой не такая уж бескомпромиссная мать-история взваливала реализацию решений Нюрнбергского трибунала на очень слабые плечи политиков. Поэтому и не удивительно, что коричневая гидра фашизма во многих странах мира вновь подняла голову, а шаманствующие апологеты терроризма каждый день рекрутируют в свои ряды все новых и новых прозелитов.

Деятельность Международного военного трибунала нередко называют «Нюрнбергским эпилогом». В отношении казненных главарей Третьего рейха, распущенных преступных организаций эта метафора вполне оправданна. Но зло, как видим, оказалось более живучим, чем многим это представлялось тогда, в 1945–1946 гг., в эйфории Великой Победы. Никто сегодня не может утверждать, что свобода и демократия утвердились в мире окончательно и бесповоротно.

В этой связи напрашивается вопрос: сколько и каких усилий требуется предпринять, чтобы из опыта Нюрнбергского процесса были сделаны конкретные выводы, которые воплотились бы в добрые дела и стали прологом к созданию миропорядка без войн и насилия, основанного на реальном невмешательстве во внутренние дела других государств и народов, а также на уважении прав личности...

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации

А.Г.Звягинцев,

предисловие к книге «Главный процесс человечества.

Репортаж из прошлого. Обращение к будущему»

С документальным фильмом «Нюрнбергский процесс. Репортаж из прошлого» Вы можете ознакомиться на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации по адресу: http://genproc.gov.ru/history/nuremberg/



Заявление Международной ассоциации прокуроров по случаю

70-летия создания Международного военного трибунала в Нюрнберге

20 ноября 2015 г.

Сегодня исполняется 70 лет со дня начала работы Международного военного трибунала в Нюрнберге, учрежденного для суда над главными военными преступниками стран европейской оси, первое заседание которого состоялось 20 ноября 1945 г.

В результате слаженной работы команды обвинителей от четырех союзных держав – Советского Союза, Великобритании, США и Франции – обвинение было предъявлено 24 нацистским лидерам, восемнадцати из которых 1 октября 1946 г. в соответствии с Уставом был вынесен обвинительный приговор.

Нюрнбергский процесс явился уникальным событием в истории. Впервые руководители государства были осуждены за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. «Суд народов», как называли Нюрнбергский трибунал, сурово осудил нацистский режим, его институты, должностных лиц и их практику и на долгие годы определил вектор политико-правового развития.

Работа Международного военного трибунала и сформулированные в то время Нюрнбергские принципы придали импульс развитию международного гуманитарного и уголовного права, способствовали созданию других механизмов международного уголовного правосудия.

Нюрнбергские принципы остаются востребованными и в современном глобализированном мире, полном противоречий и конфликтов, которые препятствуют обеспечению мира и стабильности.

Международная ассоциация прокуроров поддерживает резолюцию A/RES/69/160 от 18 декабря 2014 г. Генеральной Ассамблеи ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», в которой, в частности, содержится призыв к государствам принимать в соответствии с международными стандартами в области прав человека более эффективные меры по борьбе с проявлениями нацизма и экстремистскими движениями, создающими реальную угрозу демократическим ценностям.

Международная ассоциация прокуроров призывает своих членов и других прокуроров в мире принять активное участие в организации и проведении национальных и международных мероприятий, посвященных празднованию 70-летия создания Международного военного трибунала в Нюрнберге.


Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 69/160 от 18 декабря 2014 года "Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости"


Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 70/139 от 17 декабря 2015 года "Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости"


Надзорный щит государства

Почти три столетия российская прокуратура, пережив смену эпох и династий, испытав на себе влияние разных политических режимов, служит державным оплотом порядка и законности нашего общества.

Изначально прокуратура неоднозначно воспринималась различными слоями общества хотя бы потому, что была призвана изобличать казнокрадство и мздоимство, сепаратизм и вседозволенность вельможной и чиновной знати, оберегая единство и безопасность государства. Именно служением интересам отечества, строгим надзором за законностью, российская прокуратура снискала себе, несмотря на зигзаги истории, знавшей и нелицеприятные страницы, традиционное общественное признание. Она служила и служит надзорным щитом государства против любых злоупотреблений и нарушений законности, от кого бы они ни исходили…

Движение России к правовому государству, к стабильному правопорядку видится не в сторонних инновациях, а в формировании отечественной модели социально-правового обеспечения на весь переходный период с правовыми механизмами и институтами, работающими на российской почве.

Только на базе научно - выверенного курса государственного правового строительства, учитывая своеобразие современной России, возможно, выстроить слаженную правоохранную систему, где достойную нишу, несомненно, займет и прокуратура. В том числе и прокуратура Вологодской области.




Поиск информации на сайте
Территориальные органы прокуратуры
 
Контактная информация
Адрес: 160000, Вологодская обл,
Вологда, ул. Пушкинская, дом № 17.
Справочная по обращениям в прокуратуру Вологодской области: (8172) 72-04-49
Телефонная линия
"Ребенок в опасности" тел. 8-921-066-34-00
------------------------------------------------------------------

Поддержка ( понедельник – пятница с 9:00 до 17:00 )

загрузка карты...