0%
 
 
 
Прокуратура Вологодской области. Вернуться на главную
Версия для слабовидящих Мобильная версия
Сегодня 17 октября 2017 года

 
Полезные ссылки Интернет-приёмная Сводный план проверок Наши ветераны
 
Информация о результатах дистанционного мониторинга нормативных правовых актов органов местного самоуправления Тарногского муниципального района и входящих в его состав поселений

Прокуратурой области проведен дистанционный мониторинг нормативных правовых актов органов местного самоуправления Тарногского муниципального района и входящих в его состав поселений.

Результаты мониторинга свидетельствуют о наличии ряда действующих нормативных правовых актов, принятых (изданных) органами местного самоуправления указанного района, не соответствующих федеральному законодательству.

1. Выявленные незаконные нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции и муниципальной службы.

1.1. Так, при изучении Положения о порядке сообщения муниципальными служащими администрации Тарногского муниципального района о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденному постановлением администрации Тарногского муниципального района от 10.03.2016 № 74 (далее – Положение), установлено, что согласно п. 3 Положения направленные представителю нанимателя (работодателю) уведомления муниципального служащего, по его решению передаются в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов администрации Тарногского муниципального района для предварительного рассмотрения. Во взаимосвязи в п.п. 4-6 п. 3 Положения предоставляет представителю нанимателя право принимать решение - передать уведомление муниципального служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов или рассмотреть такое уведомление самостоятельно.

Указанные пункты Положения противоречат федеральному законодательству, содержат коррупциогенный фактор и требуют доработки по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у данного лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон) муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта. Для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления в порядке, определяемом муниципальными нормативными правовыми актами, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (ч. 4 ст. 14.1 Закона).

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее – Указ) органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, при разработке указанных положений руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821.

Согласно абз. 5 подп. Б п. 16 утвержденного Указом Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов уведомление государственного служащего о возникновении личной заинтересованности, при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов рассматриваются комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

То есть, уведомление муниципального служащего о возникновении личной заинтересованности, при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, должно рассматриваться комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, созданной в органе местного самоуправления.

Более того, п. 3 Положения, содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подп. «в» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, - выборочное изменение объема прав, то есть возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов.

Аналогичные нарушения допущены в постановлении администрации Верховского сельского поселения от 02.03.2016 № 29, в постановлении администрации Илезского сельского поселения от 29.02.2016 № 40, постановлении администрации Заборского сельского поселения от 29.02.2016 № 48, постановлении администрации Маркушевского сельского поселения от 29.02.2016 № 24, постановлении администрации Спасского сельского поселения от 29.02.2016 № 47, постановлении администрации Тарногского сельского поселения № 47 от 25.02.2016.

1.2. Постановлением администрации Заборского сельского поселения от 09.06. 2016 № 77 «О порядке уведомления представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу» (далее – Постановление, Порядок) в целях реализации ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25 – ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ) утверждена форма уведомления, форма журнала, а также соответствующий Порядок, который регламентирует последовательность действий, связанных с направлением и регистрацией уведомления муниципального служащего. Рассматриваемым Постановлением не реализуются требования ч. 2 ст. 11 Закона № 25-ФЗ, а утвержденный Постановлением Порядок противоречит требованиям ч. 2 ст. 11 Закона № 25-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона № 25 – ФЗ муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Законом № 25-ФЗ.

Исходя из требований ч. 2 ст. 11 Закона № 25-ФЗ Порядок должен регламентировать действия по рассмотрению уведомления после регистрации или содержать отсылочные нормы.

1.3. Рядом муниципальных образований приняты порядки увольнения лиц, замещающих муниципальную должность, регулирующие порядок увольнения муниципальных служащих. Например, постановлением администрации Спасского сельского поселения от 01.03.2016 № 49 «Об утверждении Порядка увольнения лица, замещающего муниципальную должность в Спасском сельском поселении, в связи с утратой доверия» утвержден Порядок увольнения лиц, замещающих муниципальную должность в Спасском сельском поселении, в связи с утратой доверия (далее – Порядок). Указанным Порядком, исходя из его содержания, регламентированы вопросы увольнения муниципальных служащих, вопросы увольнения лиц, замещающих муниципальные должности, Порядком не урегулированы. Аналогичные нарушения допущены в постановлении администрации Заборского сельского поселения от 26.01.2016 № 27 «Об утверждении Порядка увольнения лиц, замещающих муниципальную должность в Заборском сельском поселении, в связи с утратой доверия»; постановлении администрации Маркушевского сельского поселения от 22.02.2016 № 22 «Об утверждении Порядка увольнения лица, замещающего муниципальную должность в Маркушевском сельском поселении, в связи с утратой доверия»; постановлении администрации Илезского сельского поселения от 25.01.2016 № 4 «Об утверждении Порядка увольнения лиц, замещающего муниципальную должность в Илезском сельском поселении, в связи с утратой доверия».

1.4. Постановлением администрации Тарногского сельского поселения от 25.01.2016 № 18 «О внесении изменений в Постановление администрации от 24.02.2010 года № 46» состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Тарногского сельского поселения изложен в новой редакции. Определено, что глава Тарногского сельского поселения является председателем комиссии.

Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному повелению и урегулированию конфликтов интересов. 

Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее – Указ) утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее Положение).

Пунктом 8 Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов, при разработке указанных положений руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821.

В соответствии с п. 7 Положения комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа. Указанным актом утверждаются состав комиссии и порядок ее работы. В состав комиссии входят председатель комиссии, его заместитель, назначаемый руководителем государственного органа из числа членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, секретарь и члены комиссии. Согласно п. «а» п. 8 Положения в состав комиссии как председатель комиссии входит заместитель руководителя государственного органа.

Руководитель органа не может быть председателем комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Об этом свидетельствует анализ норм Положения (п.п. 28, 30, 34 и т.д.), предусматривающих взаимодействие руководителя государственного органа с комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

2. Выявлены нарушения в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок и стандарты предоставления муниципальных услуг – административных регламентах.

2.1. Так, п. 2.1, 2.2,  2.3, 2.4, 2.6, 2.7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления Тарногского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Тарногского муниципального района от 02.02.2011 № 30 не соответствует Федеральному закону Российской Федерации от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) и постановлению Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

Вместе с тем, в соответствии со ст. 3 Закона № 210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с этим законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 15 ст. 13 Закона № 210-ФЗ порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (далее – Постановление) утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг (далее – Правила) и Правила проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг.

Пунктом 6 Постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться правилами, утвержденным Постановлением, при утверждении соответственно: порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления государственных услуг; порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

Отсутствие соответствующего Закону № 210-ФЗ порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг привело к принятию противоречащих законодательству административных регламентов.

2.2. Так, постановлением администрации Маркушевского сельского поселения от 12.05.2016 № 35 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по бесплатному предоставлению в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности» утвержден соответствующий административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по бесплатному предоставлению в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (далее – Регламент).

Пунктом 2.2.3 Регламента предусмотрен запрет на требование от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные органы и организации, не предусмотренных настоящим административным регламентом. Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ запрет установлен на требование от заявителя  осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуг.

В п. 2.5 Регламента в нарушение требований п. 5 ст. 14 Закона № 210-ФЗ в качестве правового основания предоставления муниципальной услуги указан утративший силу в связи с принятием закона области от 08.04.2015 № 3627-ОЗ, закон области от 22.11.2011 № 2650-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории Вологодской области», а также указан утративший силу приказ Департамента имущественных отношений Вологодской области от 30.11.2012 № 174.

В п. 2.6.1 Регламента в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ в качестве документа, подлежащего предоставлению заявителем указан документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства. Не представление документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги согласно п. 2.9.2 Регламента.

Аналогичные нарушения содержатся в постановлении администрации Тарногского муниципального района от 19.01.2016 № 5 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма»;

2.3. В административных регламентах, утвержденных постановлениями администрации Заборского сельского поселения от 27.01.2016 № 33 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по заключению соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» и от 27.01.2016 № 34 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» пунктом 2.9.2 предусмотрены основания для возврата заявления и документов, приложенных к заявлению.

Вместе с тем, в соответствии с п.п. 7 и 8 ст. 14 Закона № 210-ФЗ стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги должен предусматривать исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, а также исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.

Согласно п.п. «з» и «и» п. 14 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 стандарт предоставления государственной услуги должен содержать исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.

Оснований для возврата заявления и документов, приложенных к заявлению, в административных регламентах быть не должно, по этим основаниям в предоставлении услуги отказано быть не может.

3. Выявлены иные противоречащие закону, а также принятые с нарушениями юридико-технического характера нормативные правовые акты.

3.1. Постановление администрации Заборского сельского поселения от 26.01.2016 № 14 «О внесении изменений в постановление администрации Заборского сельского поселения от 24.02.2010 № 25» (далее – Постановление) содержит нарушение правил юридической техники. Так, в п. 1 Постановления указано «Внести в административный регламент Заборского сельского поселения «Об утверждении порядка уведомления лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы поселения, представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений» от 24.02.2010 № 25 следующие изменения и дополнения». Нарушения правил юридической техники допущены в постановлении администрации Илезского сельского поселения от 19.02.2016 № 39 «Об утверждении Порядка по исполнению судебных актов и решений налогового органа по обращению взыскания на средства бюджета Илезского сельского поселения».

3.2. Противоречит требованиям Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участи граждан в охране общественного порядка» и закона области от 14.10.2014 № 3408-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов участи граждан в охране общественного порядка на территории Вологодской области» постановление администрации Илезского сельского поселения от 11.04.2016 № 45 «О создании группы ДНД при администрации Илезского сельского поселения» (далее – Постановление). Так, нарушен порядок создания народной дружины. Кроме того, п. 2 Постановления предусмотрено, что постановление вступает в силу с момента подписания и распространяется на правоотношения с 24 декабря 2014 года. В связи с тем, что деятельность народных дружинников связана с предъявлением требований к гражданам, совершения действий, затрагивающих права и свободы граждан (ст.ст. 17-19 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ) Постановление не может иметь обратной силы.

3.3. Неверно выбрана форма правового акта (принято в форме распоряжения) при утверждении положений о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в сельских поселениях (за исключением Тарногского сельского поселения) и администрации района.

4. Выявлены коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах при распоряжении муниципальным имуществом.

4.1. Так, решением Представительного Собрания Тарногского муниципального района от 09.07.2015 «О порядке определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности» утвержден соответствующий Порядок определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Тарногский муниципальный район» (далее – Порядок).

Пунктом 3.3 Порядка предусмотрено, что размер льгот по арендной плате устанавливается в пределах от 20 до 99 процентов и определяется комиссией с учетом следующих критериев: социальной значимости осуществляемой хозяйствующим субъектом деятельности; условий финансирования деятельности хозяйствующего субъекта; цели использования арендуемого имущества; технического состояния передаваемого в аренду имущества.

Пункт 3.3 Порядка содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, - широта дискреционных полномочий, то есть отсутствие условий и оснований для принятия решений.

Дата изменения: 12.09.2016 16:49:47
Количество показов: 591
Дата: 12.09.2016

Возврат к списку



Поиск информации на сайте
Территориальные органы прокуратуры
 
Контактная информация
Адрес: 160000, Вологодская обл,
Вологда, ул. Пушкинская, дом № 17.
Справочная по обращениям в прокуратуру Вологодской области: (8172) 72-04-49
Телефонная линия
"Ребенок в опасности" тел. 8-921-066-34-00
------------------------------------------------------------------

Поддержка ( понедельник – пятница с 9:00 до 17:00 )

загрузка карты...